ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" В Г. БЕЛОРЕЧЕНСКЕ
К содержанию
  • Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Изображения:
    • Включить
    • Выключить
  • Ганитура:
    • Без засечек
    • С засечками
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б
  • Интервал:
    • Одинарный
    • Полуторный
    • Двойной
Для озвучки текста - выделите необходимый текст и нажмите кнопку "Озвучить"

Доступная среда

Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Организация психолого-педагогического сопровождения процесса обучения студентов-инвалидов в условиях высшего учебного заведения (университета)

В современной научной и методической литературе дано множество определений термина «психолого-педагогическое сопровождение», авторы рассматривают и используют его в различных контекстах: модернизации системы образования в целом, разработки и реализации основных образовательных программ, организации обучения и воспитания различных категорий лиц, планирования работы отдельных учреждений и специалистов.

Все большее значение приобретают представления о психолого- педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности специалистов различного профиля, направленной на создание условий для успешного обучения и психологического развития личности в ситуации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

В системе вузовской работы с лицами, имеющими инвалидность, под психолого-педагогическим сопровождением принято понимать определенную специально организованную систему кураторства, наставничества, динамического контроля со стороны конкретных функционально различных структурных подразделений (психологическая служба помощи студентам, студенческая профсоюзная организация, администрация институтов (факультетов), студенческие организации самоуправления).

В согласованности их действий определяется возможность реализации предпосылок и требований инклюзивного образования. Создание всеобъемлющих условий для получения образования с учетом психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование студентами-инвалидами.

Так, в филиале Адыгейского Государственного Университета (АГУ) представлена целая система организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система работы со студентами, имеющими инвалидность, функционирует в рамках, установленных Уставом филиала АГУ и перечнем документов локального характера.

Основные мероприятия осуществляются под контролем специалистов психологической службы помощи студентам. Основная цель деятельности специалистов психологической службы, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение учащихся- инвалидов, это создание условий по обеспечению интегрированного и инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования.

В рамках функционирования психологической службы реализуются следующие задачи:

1. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов (совместно со специалистами отдела довузовской подготовки);

2. Сопровождение интегрированного и инклюзивного обучения студентов-инвалидов (психолого-педагогическое изучение личностных особенностей обучающихся по запросу, профилактика академической неуспеваемости, консультирование профессорско-преподавательского состава по вопросу выбора основных форм индивидуальной работы, консультирование членов семей и лиц, сопровождающих студентов- инвалидов, развитие волонтерских движений в рамках институтов);

3. Решение вопросов развития и обслуживания информационно- технологической базы интегрированного и инклюзивного обучения в условиях высшего профессионального образования, создание безбарьерной архитектурной среды (совместно с администрацией вуза и институтов);

 4. Консультативная помощь по вопросам реализации программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации (в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, по запросу участников образовательного процесса);

5. Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов (совместно с городским центром занятости населения).

Параметрами персонифицированного учета являются общие сведения о студентах-инвалидах, в том числе данные об образовательном учреждении, которое окончил до поступления в университет, имеющееся образование, данные о членах семьи и ближайшем окружении, сведения о группе инвалидности, виде нарушений и рекомендациях, установленных медико- социальной экспертизой или психолого-медико-педагогической комиссией.

На сайте университета отражено наличие условий и возможностей для обучения инвалидов, адаптированные для инвалидов программы подготовки, специальные технические и программные средства обучения, наличие и условия реализации дистанционных образовательных технологий, характеристика архитектурной среды и пр.

Психологической службой по запросу проводится систематическая консультативная работа с администрацией институтов и профессорско-преподавательским составом. Определены направления индивидуальной работы с обучающимися студентами- инвалидами. Работа по психолого-педагогическому сопровождению определяется в соответствии со структурой образовательного процесса, его задачами и содержанием.

Для эффективной реализации ФГОС высшего педагогического образования для студентов с ОВЗ с целью наиболее продуктивной профессиональной подготовки индивидуальные планы обучения студентов целесообразно выстраивать на основе адаптированных программ дисциплин с учетом профиля. При этом необходимым компонентом реализации индивидуальных планов является подготовка и консультирование преподавателей, работающих в инклюзивных группах.

 Требования к необходимым умениям профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных программ для студентов с ОВЗ, состоят в использовании педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применении современных технических средств обучения и образовательных технологий, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно- коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ОВЗ, возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.

Индивидуализация обучения предполагает организацию учебной деятельности инвалида в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития, формирование индивидуального стиля учебной деятельности, компенсирующего недостатки физического и психического развития, связанные с ограниченными возможностями здоровья.

В систему профессиональной подготовки студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения целесообразно включать методы психологической поддержки:

- психодиагностику по совокупности методик, выявляющих оценку ощущения, восприятия, памяти, мышления, волевой активности, воображения, межличностных отношений, коммуникабельности, конфликтности, стрессоустойчивости, тревожности, психологического типа темперамента и т.п. с целью разработки рекомендаций по развитию тех или иных способностей, преодолению трудностей и нарушений в развитии; выбору наиболее подходящего психологического воздействия, а также созданию тех или иных психологических условий;

- индивидуализированную психокоррекцию субъективно переживаемого неблагополучия на основе личностно ориентированной терапии, включающей индивидуальные и групповые средства психологического воздействия;

- тренинги на сплочение, отработку навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также психолого-педагогическую работу с целью исключения возможной изоляции обучающихся с ОВЗ, обучения инвалидов аутотренингу как методу самокоррекции и саморегуляции человека;

- психологическое консультирование с целью психологической помощи в трудных ситуациях, в повышении самооценки, преодолении появившегося чувства неполноценности, формировании адекватной позиции в преодолении жизненных проблем.

Таким образом, потенциал высшего образования студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ позволяет максимально обеспечить индивидуальный подход и вариативность решения образовательных задач, а также задач профессиональной самореализации.

Порядок оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательной организации

 

Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также  обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам.

1.Если  обучающийся испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

 -психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей- (законных представителей) и педагогических работников;

-коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися,

- логопедическую помощь обучающимся;

- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).

Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк) определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем.

Заключение врачебной комиссии и заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города не требуется. По решению ППк коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия предоставляются в объеме не более 9-18 часов в год.

2. Если обучающийся инвалид или имеет ограниченные возможности здоровья, испытывает стойкие трудности в освоении образовательной программы из года в год, то получение образование становится невозможно без создания специальных условий. В таком случае психолого-педагогическая помощь обучающимся в образовательной организации оказывается в рамках реализации специальных условий получения образования.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медицинским заключением и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Специальные условия обучения - это:

- образовательные программы и методы обучения и воспитания, адаптированные под психофизические возможности и индивидуальные особенности ребенка; 

-специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

-  технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

-  предоставление услуг ассистента;

-  проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;

- обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).- (Статья 2, 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года.)

Для того, чтобы  обучающемуся в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) города.

Система комплексной реабилитации инвалидов в условиях профессиональной организации

Социальные изменения в обществе с неизбежностью повлекли за собой реформирование отечественного образования. Одним из приоритетных направлений этого реформирования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалиста на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе.

Наряду с реформами в образовании государством решается чрезвычайно важная задача создания современной системы социальной защиты инвалидов, становление которой происходит в условиях коренной, фундаментальной ломки сложившихся в течение десятилетий политических, экономических, социальных и идеологических структур.

В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов является их реабилитация, которая представляет собой совокупность медицинских, психологических, педагогических, образовательных и социально- экономических мероприятий.

Цель реабилитации – максимально глубокая интеграция инвалидов в социальную жизнь общества. Поскольку реабилитационные мероприятия требуют от государства значительных материальных затрат, возникает острая необходимость разработки социально и экономически обоснованных подходов к их содержанию и механизмам реализации.

Получение инвалидом полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения его социального статуса и защищенности. В этой связи, учреждения профессионального образования призваны выполнять важную роль в становлении новой государственной системы социальной защиты инвалидов. В настоящее время доказана экономическая целесообразность начального, среднего и высшего специального образования для инвалидов, поскольку расходы на их образование возвращаются в виде подоходного налога с работающих высококвалифицированных специалистов и избавляют государство от необходимости выплаты им пособий. Этот факт нашел свое отражение в социальной политике целого ряда государств, в которых высшее образование является приоритетной областью для многих категорий инвалидов.

Предпосылкой развития образовательно-реабилитационных технологий в нашей стране явился опыт обучения различных категорий инвалидов, накопленный высшими и профессиональными образовательными организациями. Вместе с тем, к сожалению, можно констатировать тот факт, что система непрерывного профессионального образования инвалидов в нашей стране до сих пор не получила должного развития, что существенно тормозит создание эффективной системы социальной защиты инвалидов.

 Вовлечение большинства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в сферу профессионального образования в настоящее время затруднительно. Причин этому несколько, однако, главными из них считаю:

- устаревшие, но продолжающие действовать запретительные подходы к трудоустройству и профессиональной деятельности;

 - трудности создания специальных образовательных и правовых условий;

- отсутствие эффективного медико-реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к недоступности единой образовательной и профессиональной среды.

Не менее важными факторами, влияющими на существующее неудовлетворительное состояние дел, являются практическое отсутствие эффективных образовательно-реабилитационных технологий, интегрированных с системой профессионального образования.

И, наконец, до сих пор не разработаны эффективные механизмы и формы координации деятельности ведомств, осуществляющих реабилитационные мероприятия, что исключает системный комплексный подход, предусмотренный Законом в части содержания индивидуальных программ реабилитации.

Таким образом, можно констатировать, что интеграция как конечная цель реабилитационных мероприятий остается, в настоящее время, на стадии намерений и устремлений.

Комплексное решение вышеизложенных проблем возможно благодаря эффективному управлению образовательным учреждением как сложному процессу, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и ᴨедагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Осуществляя образовательно-реабилитационную деятельность, в филиале Адыгейского Государственного Университета уже не один год ведется работа по внедрению и совершенствованию системы комплексной реабилитации инвалидов. Технология образовазовательно-реабилитационной деятельности строится следующими этапами:

Входная диагностика

 

Адаптационный период (изучение ИПР, мониторинг успеваемости, социально-псохологические исследования, медико-педагогический консилиум (формирование групп риска))

 

Углубленная диагностика (определение реабилитационного потенциала, формирование диагностируемых проблем)

 

Составление индивидуальных маршрутов реабилитации

 

Процесс комплексной реабилитации (программа профессиональной, социально-психологической, оздоровительной реабилитации)

 

Мониторинг комплексной реабилитации

 

Существующая система организации образовательно- реабилитационного процесса позволяет:

- осуществлять профессиональное образование инвалидов;

 -реализовывать всесторонне реабилитационное сопровождение образовательного процесса для выполнения Индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА);

- формировать доступную и безбарьерную образовательно- реабилитационную среду;

 - развивать адаптивные и коммуникативные возможности обучающихся;

- максимально раскрывать личностный потенциал студента, мотивировать к самореализации и личностным достижениям.

Сегодня в  вузе интенсивно создается доступная и безбарьерная среда для обучающихся инвалидов: осуществляется приспособление помещений, территорий, оборудования к возможностям инвалидов в соответствие требованиям без барьерной архитектуры, внедряются различные средства технического сопровождения учебного процесса с целью снятия ограничений, связанных с заболеванием, а также средства, обеспечивающие охрану жизни и здоровья обучающихся.

Среди проблем, возникающих при реализации созданной технологии, следует отметить:

1) ведомственную отчужденность структур, занимающихся проблемами инвалидов и, как следствие, отсутствие эффективных механизмов и форм координации между ведомствами, что исключает системный подход в работе;

2) отсутствие единой общероссийской базы данных об инвалидах и лицах с ОВЗ с целью формирования контингента будущих абитуриентов и формирования базы приема;

3) несовершенность и незавершенность нормативной базы профессионального образования инвалидов;

4) проблемы, связанные с развитием интегрированного обучения;

5) крайне низкий уровень школьной подготовки детей - инвалидов (домашнее обучение);

 6) проблема рационального трудоустройства инвалидов - работодатели не воспринимают адекватно специалистов-инвалидов;

7) проблема качества набора, связанная с демографической ситуацией, которая стала общей проблемой системы образования;

8) существуют и проблемы при приеме инвалидов.

В соответствии с положениями Федерального Закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся») в образовательной организации осуществляется:

1.оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2. пропаганда и обучение  учащихся навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

3. организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровлению обучающихся;

4. профилактика курения и других вредных привычек;

5. профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации;

6. проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

7. текущий контроль состояния здоровья обучающихся;

8. проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

9. содействие соблюдению в образовательной организации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

10. доврачебная и консультативная помощь сотрудниками образовательной организации;

11. иммунизация обучающихся и сотрудников;

12. экстренная помощь обучающимся и сотрудникам при неотложных состояниях и внезапных заболеваниях;

13. медицинские осмотры и диспансеризация обучающихся и сотрудников.

Психологическая служба в вузе

Современная система образования предъявляет всё более высокие требования не только к уровню знаний, полученных в ходе обучения, но и к уровню развития личности выпускника. К характеристикам личности выпускника, формируемым в ходе обучения, относятся: умение принимать самостоятельное решение в сложных ситуациях, способность брать личную ответственность за свои решения и прогнозировать возможные их последствия. Поэтому проблемы, с которыми чаще всего придется столкнуться студенту вуза, в большинстве своем касаются личностного роста и личных взаимоотношений.

В связи с этим значительно возрастает роль психологического сопровождения профессионального образования в вузе, необходимость которого подчеркивается в последнее время особенно. Специалисты на всех уровнях подчеркивают, что эффективное решение стоящих перед современной системой высшего профессионального образования задач возможно лишь при условии участия в образовательном процессе квалифицированного психологического персонала. В решении многих задач важную функцию выполняет психологическая служба вуза, основной целью которой является психологическое сопровождение развития личности студентов. Таким образом, «психологическое сопровождение в вузе» - это организованная, структурированная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностное и профессиональное развитие будущего выпускника в период обучения в высшей школе, раскрытие потенциальных способностей студента, а также коррекция различных трудностей в его личностном развитии.

Проблемы студентов, возникающие в процессе обучения в высшем учебном заведении, имеют свою специфику на различных этапах обучения. У студентов первых курсов это, чаще всего, сложности, связанные с процессом адаптации к вузу. У студентов вторых-третьих курсов поводом для обращения к психологу чаще всего является разочарование в выбранной специальности, потеря интереса к учёбе, снижение мотивации. Для студентов старших курсов наиболее актуальным становятся вопросы самоопределение, планирования профессиональной деятельности. Кроме того, существуют проблемы, присущие любому студенту (проблемы личного характера, страхи, неадекватная самооценка, трудности принятия решения и т.д.), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а соответственно и на эффективность обучения. Однако существуют общие задачи психологического сопровождения:

  1. Помощь студентам в определении своих возможностей.
  2. Оказание психологической поддержки.
  3. Передача студентам необходимых для эффективной профессиональной деятельности и достижения успеха психологически знаний.
  4. Формирование у студентов позитивной жизненной позиции.
  5. Формирование у студентов ответственности за принятие собственных решений.
  6. Содействие руководству и преподавательскому составу института в создании условий благоприятных для формирования личности студентов.
  7. Содействие руководству института в укреплении корпоративной культуры.

Названые нами задачи реализуются в различных направлениях деятельности психологической службы института: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, научно-исследовательская деятельность.

Проблема психологической службы в вузе состоит в том, что опыт работы психологического сопровождения высшего образования недостаточно большой и психологическая служба в вузе зачастую фактически дублирует работу таковой в среднем учебном заведении.

Безусловно, в основе любой психологической службы есть базовые единицы, которые присутствуют в психологической службе любого типа, к таким единицам относятся, например, консультации и тренинги.

Важно здесь учитывать особенности различных категорий объекта работы психологической службы (в данном случае учащиеся  школ и студенты вузов), так как между ними есть различия.

Как учащимся школ, так и студентам вузов присуще стремление к самосовершенствованию, личностному росту, проявлению себя и своей позиции.

В модель психологической службы входят следующие структурные единицы:

- бесплатное психологическое консультирование;

- психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);

- психологические тренинги (в том числе направленные на формирование определенных навыков);

- тренинги личностного роста (направленные на изменение и развитие внутренних состояний).

По завершении обучения выпускники должны обладать достаточным уровнем психологической компетентности. Для этого образовательному учреждению  необходимо создать благоприятную среду для взаимодействия студентов  с преподавателями и родителями.

 

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются отделом организации практик студентов и трудоустройства выпускников ) во взаимодействии с центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ являются:

  • День карьеры (с перечнем вакансий для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ);
  • проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся;
  • организация практики для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями);
  • заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Наличие специальных условий

для получения образования обучающимися – инвалидами и

лицами с ограниченными возможностями здоровья

(обеспечение доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ)

 

№ п/пНаименование показателяПеречень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
1.Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями.
1.1.Наличие приспособленной входной группы здания для инвалидов и  ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)Имеется пандус, выполненный в соответствии с СН и П 35-01-2001 ко входу в учебный корпус.
1.2.Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)

Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов.

На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена  доступность путей движения.

Установлены информационно-тактильные знаки, схемы  движения по объекту, информационная строка.

Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски.

1.3.Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)Имеется санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов и ЛОВЗ.  (Доступная кабина: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабинете рядом с унитазом предусмотрено пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери  открываются наружу).
1.4.Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией.Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями.
2.Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
2.1Наличие адаптированного сайта

http://www.agubel.ru

Установлена версия для слабовидящих

3.Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗНаличие локальных нормативно- правовых  актов, регламентирующих работу с  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
4.

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

В общих группах.

4.1По индивидуальному учебному плануПредусмотрено. Срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем 10 месяцев.
4.2ТрудоустройствоМероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями
5.Техническое обеспечение образования
5.1Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные  доски,  документ-камеры.
5.2Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)Имеются электронные УМК, видеоматериалы, учебники на электронных носителях.
5.3Специальные технические средства

В соответствии с требованиями к оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, закуплены следующие технические средства:

Ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа).

Видеоувеличитель электронный ручной.

Акустический усилитель и колонки.

5.4Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

Имеются в наличие видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.

Имеется возможность создания  фондов оценочных средств, адаптированных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создаётся резерв мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся.

5.5Наличие доступной для каждой группы инвалидов информации об объекте (в примечании описать установленное оборудование, позволяющее различным группам инвалидов получать необходимую информацию об объекте, в том числе: наличие индукционных петель, информантов,  бегущих строк, обозначений помещений внутри здания, указателей движения, и т.д.)
  1. Информационный терминал (2шт)
  2. Парты с подъемником (2 шт.)
  3. Столы для инвалидов колясочников (5шт)
  4. Стационарный приемник со звуковой, световой и текстовой индикацией
  5. Кнопка вызова " Универсал"
  6. Кнопка вызова со шнурком
  7. Подъемник лестничный (гусечный, мобильный)
  8. Светодиодное информационное табло "Бегущая строка"
  9. Индукционная петля
  10. Радиокласс
  11. Акустическая система (2шт.)
5.6Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов

Библиотека подключена к ресурсам электронных библиотечных систем «Юрайт» и «Book.ru» с неограниченным количеством доступа. Для студентов проведено информирование и обучение по работе с базой данных, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы, используемой в образовательном процессе. Студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ всех учреждений края предложено пользование библиотечными системами.

Читальный зал библиотеки оборудован средствами для обеспечения самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ. В читальном зале оборудованы специализированные учебные места для обучающихся с ДЦП и инвалидов с регулировкой уровня высоты. Специализированная мебель предназначена для реабилитации детей с НОДА, в том числе ДЦП.

Приобретено:

  • Моноблок – 5 шт.
  • Активная акустическая система – 1 шт.
  • Видеоувиличитель  стационарный – 1 шт.
  • Наушники с микрофоном – 5 шт.
  • Бумага для печати   - 3 упаковки.
  • Клавиатура с большими клавишами – 2 шт.
  • Выносная компьютерная  кнопка – 1.
  • Информационный терминал – 1 шт.
  • Стойка библиотечная – 1шт.
6.Адаптированные программы
6.1Адаптированная «Физическая культура»Проводится
6.2Разработаны адаптированные программы Раздел «Образование»
7.Кадровое обеспечение образования
7.1Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗНет.
7.2Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,Определены сотрудники, отвечающие за работу с обучающимися – инвалидами и лицами  с ограниченными возможностями здоровья.

 

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа).

Видеоувеличитель электронный ручной.

Акустический усилитель и колонки.

 

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Наличие доступа: Да

В том числе наличие

Пандусов: Да

Подъемников: Нет

Поручней: Да

Расширенных дверных проемов: Да

Лифтов: Нет

Положение об организации обучения инвалидов и студентов с ограниченными возможностями:

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Описание:

Средства обучения и воспитания включают в себя приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы указанные в приведенных выше таблицах и документах.

Доступ в сеть интернет

Филиал ФГБОУ ВО «АГУ»в г.Белореченске имеет договор с провайдером, который предоставляет доступ в сеть интернет независимым каналом связи:

ООО «БелкомСтройс», выделенная линия 10Мб/с. Договор № 07 от 11.10.2011 г.

 

Intranet-сервера

В филиале ФГБОУ ВО «АГУ»в г.Белореченске инфраструктура информационного пространства обеспеченна единой вычислительной сетью, а так же имеет 1 сервер, расположенный в серверной, а именно:

Прокси-сервер (предоставление доступа в интернет)

 

Локальные сети вуза

В Филиале ФГБОУ ВО «АГУ»в г.Белореченске инфраструктура информационного пространства обеспеченна единой вычислительной сетью, состоящий из 6ти локальных сетей, а именно:

Локальная сеть компьютерных классов;

Локальная сеть учебных и административных подразделений;

Локальная сеть бухгалтерии

Локальная сеть читального зала


Сведения о специальных условиях охраны здоровья

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы Лицензии и положения (при наличии) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
1 Медицинский пункт Медицинский пункт 352635, Россия, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. 8 марта, дом 57/1. Лицензия: Лицензия_медкабинет
10 10 18,5 18,5

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В телекоммуникационной сети Интернет функционирует официальный сайт филиала ФГБОУ ВО «АГУ» в г. Белореченске. Предусмотрена версия для слабовидящих. На сайте представлена информация обо всех подразделениях филиала, постоянно публикуются объявления, новости. Обновление осуществляется по мере поступления новой информации.

Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

 

НаименованиеКоличество
Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной средыДа
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся67
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе)1
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов1
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов2
Наличие базы данных электронного каталога1

Сведения об электронных образовательных ресурсах, в том числе приспособленные для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья

  1. http://минобрнауки.рф/Министерство образования и науки Российской Федерации
  2. http://www.edu.ru -  Федеральный портал «Российское образование»
  3. http://window.edu.ru -  Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
  4. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  6. http://www.ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ
  7. http://www.en.edu.ru - Естественнонаучный образовательный портал
  8. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  9. http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
  10. http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система IPRbooks
  11. http://polpred.com  Polpred.com Обзор СМИ
  12. http://ebs.rgazu.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) "AgriLib"
  13. http://www.ege.ru - Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
  14. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечен доступ обучающихся
  15. www.biblioclub.ru ООО «НексМедиа» ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
  16. http://adygnet.bibliotech.ru ЭБС АГУ на платформе  Аппаратно-программного комплекса ЭБС «Электронный Читальный зал - БиблиоТех»
  17. www.e.lanbook.com ООО «Издательство «Лань»
  18. http://dvs.rsl.ru ФГБУ «Российская государственная библиотека»
  19. www.elibrary.ru ООО «Научная электронная библиотека» (НЭБ)
  20. http://arbicon.ru/services/ Некоммерческое партнерство «Ассоциированные  региональные библиотечные консорциумы» (АРБИКОН)
  21. www.consultant.ru ООО «Фактор Плюс» (СПС «Консультант Плюс»)
  22. www.neicon.ru Некоммерческое партнерство «Национальный электронно-информационный консорциум» (НЭИКОН)
  23. www.garant.ru ООО «Компания АПИ «ГАРАНТ»
  24. http://apps.webofknowledge.com ФГБУ «Государственная публичная научно-техническая библиотека России»
  25. https://www.scopus.com Консорциум «Научно-исследовательская деятельность вузов Юга России»

В телекоммуникационной сети Интернет функционирует официальный сайт филиала ФГБОУ ВО «АГУ» в г. Белореченске. Предусмотрена версия для слабовидящих. На сайте представлена информация обо всех подразделениях филиала, постоянно публикуются объявления, новости. Обновление осуществляется по мере поступления новой информации.

Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

 

НаименованиеКоличество
Наличие в образовательной организации электронной информационно-образовательной средыДа
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся40
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе)1
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов1
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов2
Наличие базы данных электронного каталога1

Сведения об электронных образовательных ресурсах, в том числе приспособленные для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья

  1. http://минобрнауки.рф/Министерство образования и науки Российской Федерации
  2. http://www.edu.ru -  Федеральный портал «Российское образование»
  3. http://window.edu.ru -  Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
  4. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  6. http://www.ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ
  7. http://www.en.edu.ru - Естественнонаучный образовательный портал
  8. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
  9. http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
  10. http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система IPRbooks
  11. http://polpred.com  Polpred.com Обзор СМИ
  12. http://ebs.rgazu.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) "AgriLib"
  13. http://www.ege.ru - Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
  14. Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечен доступ обучающихся
  15. www.biblioclub.ru ООО «НексМедиа» ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
  16. http://adygnet.bibliotech.ru ЭБС АГУ на платформе  Аппаратно-программного комплекса ЭБС «Электронный Читальный зал - БиблиоТех»
  17. www.e.lanbook.com ООО «Издательство «Лань»
  18. http://dvs.rsl.ru ФГБУ «Российская государственная библиотека»
  19. www.elibrary.ru ООО «Научная электронная библиотека» (НЭБ)
  20. http://arbicon.ru/services/ Некоммерческое партнерство «Ассоциированные  региональные библиотечные консорциумы» (АРБИКОН)
  21. www.consultant.ru ООО «Фактор Плюс» (СПС «Консультант Плюс»)
  22. www.neicon.ru Некоммерческое партнерство «Национальный электронно-информационный консорциум» (НЭИКОН)
  23. www.garant.ru ООО «Компания АПИ «ГАРАНТ»
  24. http://apps.webofknowledge.com ФГБУ «Государственная публичная научно-техническая библиотека России»
  25. https://www.scopus.com Консорциум «Научно-исследовательская деятельность вузов Юга России»

Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы Лицензии и положения (при наличии) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
1 Библиотека Библиотека 352635, Россия, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. 8 марта, дом 57/1. Положение:
положение о библиотеке
30 10 300 300

Информация о специальных условиях питания

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ Лицензии и положения (при наличии) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
1 Объект питания Объект питания 352635, Россия, Краснодарский край, г. Белореченск, ул. 8 марта, дом 57/1. Договор на организацию питания обучающихся и работников
0 0 0 0

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы Лицензии и положения (при наличии) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
1 Помещение для занятий физической культурой и спортом, комплексная многофункциональная спортивная площадка Помещение для занятий физической культурой и спортом, комплексная многофункциональная спортивная площадка 352635 Россия, Краснодарский край, г.Белореченск, ул. 8 Марта , 57 Договор безвозмездного пользования
0 0 326,1 326,1

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

«Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Book.ru»
База данных научного цитирования «Web of Sciense» (WoS)
Мультидисциплинарная реферативная база данных, база данных научного цитирования «Scopus»
база данных научного цитирования eLIBRARY.RU (НЭБ)
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
База данных компании «Ист Вью Информейшн Сервисиз, Инк»
Электронная библиотека "Издательский дом "Гребенников"
Издательство «EBSCO Publishing»
Периодические издания представлены ресурсами Электронной библиотеки "Издательский дом "Гребенников"
архив ведущих западных научных журналов на Российской платформе научных журналов НЭИКОН
БД компании «Ист Вью Информейшн Сервисиз, Инк»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Электронные библиотечные системы и ресурсы
ДОСТУПЫ К ЭЛЕКТРОННЫМ РЕСУРСАМ 2019-2020

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации отсутствуют общежития и интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернаты

В филиале ФГБОУ ВО «АГУ» в г. Белореченске места в общежитиях для иногородних обучающихся отсутствуют, в связи с отсутствием общежитий.

Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации отсутствует информация об особенностях проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Иные документы

Независимая оценка условий осуществления образовательной деятельности

Информация о результатах опроса выпускников филиала ФГБОУ ВО «АГУ» в г. Белореченске об удовлетворенности условиями, содержанием, организацией и качеством образовательного процесса в целом и практик