Доступная среда
Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Организация психолого-педагогического сопровождения процесса обучения студентов-инвалидов в условиях высшего учебного заведения (университета)
В филиале Адыгейского Государственного Университета (АГУ) в г.Белореченске представлена целая система организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система работы со студентами, имеющими инвалидность, функционирует в рамках, установленных Уставом филиала АГУ и перечнем документов локального характера.
Основные мероприятия осуществляются под контролем специалистов психологической службы помощи студентам. Основная цель деятельности специалистов психологической службы, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение учащихся- инвалидов, это создание условий по обеспечению интегрированного и инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования.
В рамках функционирования психологической службы реализуются следующие задачи:
1. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов (совместно со специалистами отдела довузовской подготовки);
2. Сопровождение интегрированного и инклюзивного обучения студентов-инвалидов (психолого-педагогическое изучение личностных особенностей обучающихся по запросу, профилактика академической неуспеваемости, консультирование профессорско-преподавательского состава по вопросу выбора основных форм индивидуальной работы, консультирование членов семей и лиц, сопровождающих студентов- инвалидов, развитие волонтерских движений в рамках институтов);
3. Решение вопросов развития и обслуживания информационно- технологической базы интегрированного и инклюзивного обучения в условиях высшего профессионального образования, создание безбарьерной архитектурной среды (совместно с администрацией вуза и институтов);
4. Консультативная помощь по вопросам реализации программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации (в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, по запросу участников образовательного процесса);
5. Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов (совместно с городским центром занятости населения).
Параметрами персонифицированного учета являются общие сведения о студентах-инвалидах, в том числе данные об образовательном учреждении, которое окончил до поступления в университет, имеющееся образование, данные о членах семьи и ближайшем окружении, сведения о группе инвалидности, виде нарушений и рекомендациях, установленных медико- социальной экспертизой или психолого-медико-педагогической комиссией.
На сайте университета отражено наличие условий и возможностей для обучения инвалидов, адаптированные для инвалидов программы подготовки, специальные технические и программные средства обучения, наличие и условия реализации дистанционных образовательных технологий, характеристика архитектурной среды и пр.
Психологической службой по запросу проводится систематическая консультативная работа с администрацией институтов и профессорско-преподавательским составом. Определены направления индивидуальной работы с обучающимися студентами- инвалидами. Работа по психолого-педагогическому сопровождению определяется в соответствии со структурой образовательного процесса, его задачами и содержанием.
Для эффективной реализации ФГОС высшего педагогического образования для студентов с ОВЗ с целью наиболее продуктивной профессиональной подготовки индивидуальные планы обучения студентов целесообразно выстраивать на основе адаптированных программ дисциплин с учетом профиля. При этом необходимым компонентом реализации индивидуальных планов является подготовка и консультирование преподавателей, работающих в инклюзивных группах.
Требования к необходимым умениям профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных программ для студентов с ОВЗ, состоят в использовании педагогически обоснованных форм, методов и приемов организации деятельности обучающихся, применении современных технических средств обучения и образовательных технологий, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно- коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ОВЗ, возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания.
Индивидуализация обучения предполагает организацию учебной деятельности инвалида в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития, формирование индивидуального стиля учебной деятельности, компенсирующего недостатки физического и психического развития, связанные с ограниченными возможностями здоровья.
В систему профессиональной подготовки студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения целесообразно включать методы психологической поддержки:
- психодиагностику по совокупности методик, выявляющих оценку ощущения, восприятия, памяти, мышления, волевой активности, воображения, межличностных отношений, коммуникабельности, конфликтности, стрессоустойчивости, тревожности, психологического типа темперамента и т.п. с целью разработки рекомендаций по развитию тех или иных способностей, преодолению трудностей и нарушений в развитии; выбору наиболее подходящего психологического воздействия, а также созданию тех или иных психологических условий;
- индивидуализированную психокоррекцию субъективно переживаемого неблагополучия на основе личностно ориентированной терапии, включающей индивидуальные и групповые средства психологического воздействия;
- тренинги на сплочение, отработку навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также психолого-педагогическую работу с целью исключения возможной изоляции обучающихся с ОВЗ, обучения инвалидов аутотренингу как методу самокоррекции и саморегуляции человека;
- психологическое консультирование с целью психологической помощи в трудных ситуациях, в повышении самооценки, преодолении появившегося чувства неполноценности, формировании адекватной позиции в преодолении жизненных проблем.
Таким образом, потенциал высшего образования студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ позволяет максимально обеспечить индивидуальный подход и вариативность решения образовательных задач, а также задач профессиональной самореализации.
Порядок оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательной организации
Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам.
1.Если обучающийся испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:
-психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей- (законных представителей) и педагогических работников;
-коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися,
- логопедическую помощь обучающимся;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк) определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем.
Заключение врачебной комиссии и заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города не требуется. По решению ППк коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия предоставляются в объеме не более 9-18 часов в год.
2. Если обучающийся инвалид или имеет ограниченные возможности здоровья, испытывает стойкие трудности в освоении образовательной программы из года в год, то получение образование становится невозможно без создания специальных условий. В таком случае психолого-педагогическая помощь обучающимся в образовательной организации оказывается в рамках реализации специальных условий получения образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медицинским заключением и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Специальные условия обучения - это:
- образовательные программы и методы обучения и воспитания, адаптированные под психофизические возможности и индивидуальные особенности ребенка;
-специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента;
- проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
- обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).- (Статья 2, 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года.)
Для того, чтобы обучающемуся в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) города.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе оснащение средствами обучения и воспитания, в филиале "АГУ" соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, иным государственным и местным нормам. В соответствии со ст. 2, п. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Средствами обучения и воспитания в филиале выступают:
- Печатные (учебники, учебные и методические пособия, графики, таблицы, раздаточный материал).
- Наглядные плоскостные (плакаты, схемы, доски аудиторные, магнитные доски).
- Демонстрационные (макеты, стенды, модели).
- Приборы и оборудование для проведения лабораторных работ.
Технические средства и компьютерные системы обучения:
- Технические средства предъявления информации (компьютеры, мультимедиа проекторы, экраны, визуальные и аудиовизуальные системы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- Технические средства управления обучением (компьютерная техника, компьютерные сети, программное обеспечение).
- Вспомогательные компьютерные учебные средства (электронные учебники и учебные пособия, специализированные программы).
- Интернет.
-Тренажеры и спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
В филиале "АГУ" имеются следующие технические средства обучения и программного обеспечение для обучающихся с нарушениями зрения:
- Версия сайта для слабовидящих, отвечающую требованиям существующих ГОСТов.
- MAGiС (версия с ограничением по времени работы) - программа экранного увеличения, которая помогает людям со слабым зрением пользоваться возможностями ПК, включая интернет.
- Видеть информацию на экране компьютера и одновременно слышать ее при помощи речевого синтезатора.
- Jaws for Windows (версия с ограничением по времени работы) - программа для речевого доступа к самому разнообразному контенту.
- Cистема SMART Response LE - интерактивная система голосования (пульт для голосования с пятью крупными цветными кнопками, отличающимися нанесенными символами).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в учебном процессе задействовано следующее компьютерное и специализированное оборудование:
- компьютерные классы и учебные серверы
Филиал АГУ укомплектован необходимой для качественной подготовки студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вычислительной и специализированной техникой, все компьютерные классы подключены к сети Интернет по безлимитной схеме на скорости до 100 Мбит/с.
Студенты, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют свободный доступ к Интернет-ресурсам учебного назначения, мировому информационному учебному сообществу, электронным библиотечным системам и другим информационным ресурсам. Учебные аудитории филиала предоставляют возможность проведения видеоконференций с другими вузами и работодателями для передачи опыта ведущих специалистов. Аудитории оснащены мультимедийными проекторами, аудио-системой.
Все компьютеры ежегодно модернизируются, типовая конфигурация в настоящее время: Intel Core i3 / 4096 Мб / 500 Гб / 512 Мб.
В филиале АГУ для осуществления образовательного процесса инвалидов и (или) лиц с ограниченными возможностями здоровья предусморены в наличии специальные технические средства приема-передачи учебной информации (звукоусиливающая аппаратура) в доступных формах с использованием мультимедийного оборудования. На учебных компьютерах установлена операционная система, позволяющая использование специальных возможностей:
- для оптимизации изображения на экране (использование различных высококонтрастных схем);
- для увеличения размера текста и других элементов экрана;
- для дополнительного увеличения отдельных областей изображения (экранная лупа);
- для альтернативного ввода данных (экранная клавиатура);
- для одновременного нажатия сложных комбинаций клавиш (залипание клавиш).
Электронная информационно-образовательная среда филиала АГУ обеспечивает:
Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах:
- Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик
- Доступ к электронным образовательным ресурсам, указанными в рабочих программах
Фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательных программ
- Фиксация хода образовательного процесса (расписание учебных занятий)
- Результаты освоения образовательной программы
- Результаты промежуточной аттестации
Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса
Формирование электронного портфолио обучающегося внеучебная деятельность
Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет»
- Средства информационно-коммуникационных технологий
- Автоматизированные системы управления учебным процессом (Планы);
- Система электронного документооборота и управления учебным процессом;
- Официальный сайт филиала
- Оборудование видеоконференцсвязи (ВКС). ВКС позволяет организовывать сеансы видеосвязи с хорошим качеством передачи видео и звука. ВКС может стать хорошей технологией для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Адрес: 352635, Краснодарский край, г.Белореченск, ул. 8 Марта, д. 57/1, адм. корпус 3/1
Для лиц с ОВЗ |
Назначение |
Кабинет педагогики и психологии |
Учебный |
Кабинет бухгалтерского учёта и анализа |
Учебный |
Кабинет менеджмента |
Учебный |
Кабинет профессиональных дисциплин |
Учебный |
Кабинет гуманитарных дисциплин |
Учебный |
Кабинет естествознания с методикой его преподавания |
Учебный |
Информация о специальных условиях питания
У образовательной организации нет пунктов питания
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Помещение для занятий физической культурой и спортом, комплексная многофункциональная спортивная площадка.
Адрес объекта: 352635 Россия, Краснодарский край, г.Белореченск, ул. 8 Марта, 57
Площадь (кв.м.) 326,1
Документы, подтверждающие наличие у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательного процесса
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система IPRbooks
- http://polpred.com Polpred.com Обзор СМИ
- http://ebs.rgazu.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) "AgriLib"
- www.biblioclub.ru ООО «НексМедиа» ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
- http://adygnet.bibliotech.ru ЭБС АГУ «Электронный Читальный зал - БиблиоТех»
- www.e.lanbook.com ООО «Издательство «Лань»
- http://dvs.rsl.ru ФГБУ «Российская государственная библиотека»
- www.elibrary.ru ООО «Научная электронная библиотека» (НЭБ)
- http://arbicon.ru/services/ Некоммерческое партнерство «Ассоциированные региональные библиотечные консорциумы» (АРБИКОН)
- www.consultant.ru ООО «Фактор Плюс» (СПС «Консультант Плюс»)
- www.neicon.ru Некоммерческое партнерство «Национальный электронно-информационный консорциум» (НЭИКОН)
- www.garant.ru ООО «Компания АПИ «ГАРАНТ»
- http://apps.webofknowledge.com ФГБУ «Государственная публичная научно-техническая библиотека России»
- https://www.scopus.com Консорциум «Научно-исследовательская деятельность вузов Юга России»
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
У образовательной организации нет общежития (интерната)
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернаты
У образовательной организации нет общежития (интерната)